
Дайверы из Сицилии обнаружили на мелководье у восточного побережья острова в районе заповедника Вендикари уникальную находку – старинный металлический шлем воина времен позднего средневековья. Хотя он на первый взгляд казался обычным камнем, опытные погружения-археологи сразу увидели в нем ценный исторический артефакт. После подъема на поверхность шлем доставили для экспертизы, где специалисты определили его как характерный иберийский кабассет XV-XVII веков. Это значимая находка, поскольку она может указывать на местонахождение затонувшего в прошлом судна с солдатами, направляющимися через Средиземное море, что позволит расширить знания об истории региона.
Почему такие находки важны?
Выведенные на поверхность морские артефакты позволяют существенно дополнить и пересмотреть сложившиеся взгляды на историю различных регионов. Благодаря находкам вроде обнаруженного у берегов Сицилии испанского шлема археологам становится известно о ранее неизвестных событиях: в данном случае о возможном кораблекрушении в прошлом. Другие объекты, извлекаемые со дна – отдельные артефакты и целые затонувшие суда – раскрывают новые страницы торговых связей, военных конфликтов, миграций народов в разные эпохи. Подводная археология с каждым годом дополняет и уточняет наше понимание прошлого тех регионов, где некогда располагались важные порты и происходили значимые события.
Что скрывает Мировой океан?
На дне морей и океанов можно найти уникальные по состоянию сохранности артефакты, способные рассказать об истории, поскольку именно соответствующая среда играет роль отличного защитного барьера для останков прошлого. Вода и иловые отложения на дне создают условия, не позволяющие микроорганизмам разлагать материалы. Благодаря слабой проводимости тепла в воде и постоянно низкой температуре многие объекты на протяжении столетий или тысячелетий сохраняют свою материальную структуру без деградации. В отличие от суши, где действуют свет, воздух, грибки и бактерии, на морском дне артефакты находятся как бы в анабиозе, практически не подвергаясь разрушению. Благодаря этому даже древние предметы могут хранить следы письма, отпечатки тканей и другие детали.
Целое направление
Подводная археология – это наука, изучающая погруженные в воду объекты культурного наследия такие как затонувшие корабли, портовые сооружения и города. Она активно развивается последние десятилетия благодаря совершенствованию аквалангов и другой аппаратуры. С помощью зондов, видеокамер, 3D-сканеров и других технологий специалисты могут тщательно обследовать и датировать находки на морском дне, раскрывая новые подробности о потопленных судах, торговых путях прошлых эпох, погруженных городах. Часто им удается поднять целиком артефакты или их фрагменты для дальнейшего изучения. Благодаря синтезу знаний историков, археологов, морских биологов и технических специалистов подводная археология за короткий срок стала мощным источником новой информации о многих этапах прошлого человечества.
Как понять, что перед тобой?
Определение исторической ценности объектов на дне морей представляет немалую трудность, так как за десятилетия или века на них нарастают толстые наслоения ракушек, песка, водорослей и прочего, делая их схожими с окружающим грунтом. Однако опытные подводные археологи обучены замечать малейшие аномалии: куски керамики или металла под слоем патины, фрагменты деревянных балок судна, очертания корпуса судна под наносами. Большую роль играет видеосъемка, благодаря которой после просмотра в увеличении можно заметить детали, незаметные невооруженному глазу. Затем последовательная расчистка позволяет выявлять все новые детали, помогающие судить об исторической значимости находки.
Как не повредить?
Подъём ценных археологических артефактов с морского дна – деликатный процесс, требующий чёткого соблюдения всех мер предосторожности для сохранности исторических артефактов. Специалисты используют различные методики аккуратного отделения объекта от плотно прилегающего грунта. При мелководных находках применяют медленную очистку тонкими инструментами под видеоконтролем. На больших глубинах задействуют пенные вещества и специальные растворы, разделяющие осадок и находку без повреждений. В случае крупных судов археологи осторожно опутывают их тросами-страховками для послойного извлечения ценного груза и конструкций. Тщательная предварительная подготовка и индивидуальный подход к каждому объекту позволяют вернуть такие предметы людям без ущерба для сохранности.
Методы подъема и транспортировки артефактов с больших глубин требуют особого внимания. Часто объект осторожно окутывают микропористым материалом, поглощающим удары и вибрации. Затем его аккуратно помещают в герметичный контейнер, заполненный водой того же давления, что и на глубине. Подъем осуществляют медленно, специалисты останавливаются при малейших колебаниях, чтобы исключить воздействие гидродинамических сил. При значительном размере находки могут использовать подводные лифты. На поверхности контейнер помещают в бассейн с плавающей платформой для дальнейшей транспортировки к месту реставрации. Благодаря таким аккуратным методам удается сохранить даже крупные и хрупкие находки нетронутыми.
Изучение
Подводные артефакты, поднятые со дна, проходят тщательное научное исследование. После предварительной документации и фото-видеофиксации эксперты приступают к детальному осмотру, анализируя малейшие детали конструкции, материалов, узоров. Применяются рентген, фотография, компьютерная 3D-визуализация. Затем проводится консервация объекта для предотвращения дальнейшей коррозии. Неинвазивные методики позволяют провести дендрологический, хронологический и радиоуглеродный анализы, уточнить датировку находки. Следует исследование биологических обрастаний. Все данные систематизируются, например, на основе знаний об исторических судах определяется тип корабля. Так синтез методов различных наук позволяет максимально раскрыть информацию о прошлом.
Почему именно данный артефакт может указывать на кораблекрушение?
В пользу данной версии говорят ряд факторов. Так, шлем типичный для того времени, когда на Средиземном море активно перевозили армии между странами и сражались галеоны. Он один, без других артефактов вокруг, что указывает на быстрое погружение с судна во время кораблекрушения. Область находки – судоходна, поэтому вероятно, что шлем попал сюда не случайно, а в результате затопления корабля поблизости. Кроме того, сохранность шлема после стольких лет на дне говорит о том, что он находился какое-то время в трюме затонувшего корабля, а не просто упал за борт. Так что обнаружение этого конкретного артефакта может стать важной зацепкой.
Для поиска возможных следов кораблекрушения дайверы-археологи методично обследуют дно в районе первоначальной находки. Используя подводные металлоискатели и видеокамеры, они планомерно расчищают площади песка и ила, стараясь заметить любые аномалии. При обнаружении каких-либо предметов или обломков сразу же фиксируют их положение для дальнейшей съемки. Затем очищают находки и осматривают на предмет опознавательных признаков того времени – обломков посуды, пушечных ядер, фрагментов деревянного корпуса. При наличии следов обветшалого корабельного дна или килевой рамы можно с уверенностью говорить о месте кораблекрушения. Тщательное сканирование значительной акватории в радиусе от первой находки позволяет выявить важные улики о гибели судна в прошлом.
Почему шлем игнорировали прежде?
Причины раннего невнимания к этому шлему на мелководье вполне объяснимы. Погружаясь на 5 метров, дайверы обычно фокусируют внимание на более крупных и эффектных объектах, чем небольшой камешек. Однако опытным археологам удалось привлечь внимание к этой находке благодаря особенностям её формы и цвету. Возможно, характерная кривизна выдавали в этом камне человеческое изделие. При последующем осмотре под водой эксперты сразу же определили в нем следы обработки и формы, свойственной именно шлему. Благодаря подводной видеосъемке удалось рассмотреть детали, незаметные невооруженному глазу, и понять уникальность артефакта.
Вопрос везения
Данная находка имеет огромное значение именно потому, что она попала в руки профессиональных археологов. Если бы шлем обнаружили нелегальные аквалангисты-грабители подводного наследия или просто отдыхающие, он бы с большой долей вероятности оказался вывезен за пределы страны и продан на нелегальном рынке древностей. Это навсегда лишило бы учёных возможности провести тщательное исследование артефакта по всем методикам, датировать его, сопоставить с другими находками и тем самым выяснить обстоятельства гибели судна. Шлем мог бы и вовсе исчезнуть без следа, лишив историков ценных сведений. Благодаря попаданию в руки профессионалов этот уникальный артефакт станет значимым объектом для раскрытия исторической картины.
Далеко не первый случай
На дне Средиземного моря дайверы-археологи сделали множество важных находок, раскрывших новые страницы истории. В его акватории обнаружены хорошо сохранившиеся останки древнегреческих и римских кораблей со значительной частью груза, в том числе амфорами, элементами вооружения и инвентарем. У берегов Турции поднимали останки затонувших галер времён империи, у берегов Италии – кораблекрушения периода Великих географических открытий. У прибрежных городов находили останки доков и молов древних портов. В заливе Неаполя обнаружили хорошо сохранившийся древнеримский корабль I века с уникальным грузом. Также в Средиземном море находили бронзовые и серебряные монеты, скульптуры, статуи, якоря и другие предметы, позволяющие рассказать об истории, торговых путях и культуре его народов.