Команде подводных археологов из Службы национальных парков США наконец удалось точно идентифицировать затонувшее судно, обнаруженное ещё к западу от Флориды. На основании исторических данных и комплексного исследования места кораблекрушения, а также обнаружения пяти пушек в 460 метрах от него, судно было опознано как «Тайгер». Это британский военный фрегат, построенный в XVII веке. Он наскочил на рифы во время колониальной войны между Британией и Испанией. Точная идентификация затонувшего фрегата, как и других кораблекрушений в этом национальном парке обеспечит ему дополнительную юридическую защиту в соответствии с американскими законами.
Почему это настолько важно?
Идентификация затонувшего судна как легендарного британского военного фрегата HMS «Тайгер» имеет большое историческое и научное значение. Во-первых, это позволяет получить уникальные сведения о строении и оснащении кораблей британского флота XVII века, послужившего основой для создания могущественных военно-морских сил.
Во-вторых, находка подтверждает подробности гибели фрегата и судьбу его команды, о которых сохранились лишь письменные упоминания. Благодаря идентификации можно узнать больше об обстоятельствах кораблекрушения и о том, как людям удалось выжить в экстремальных условиях.
В-третьих, точная локализация останков «Тайгера» позволит в дальнейшем изучить артефакты с места гибели и получить уникальные сведения о судостроении и вооружении того периода. Одним словом, находка имеет фундаментальное научное значение для изучения истории мореплавания и военно-морского флота Великобритании.
Что это даёт узнать?
Проведение подводных археологических раскопок на местах кораблекрушений позволяет в уникальной манере воссоздать многие стороны жизни людей прошлых эпох. Благодаря возможности напрямую наблюдать за сохранившимися остатками кораблей, их интерьеров и снаряжения, археологи получают возможность увидеть те самые предметы, которыми пользовались моряки столетия назад: оружие, посуду, инструменты. Исследуя их форму, конструкцию и материалы, можно подробно рассмотреть быт и технологии тех времен.
Анализ состава корпуса судна и его деталей дает представление об инженерных решениях судостроителей, а находки в грузовых отсеках рассказывают об экономике и торговых путях того периода. Благодаря сохранности органических материалов под водой удается также вплотную приоткрыть завесу тайн над медициной, питанием и даже верованиями моряков давно затонувших судов.
Как проводится разведка?
В поисках исторических артефактов и мест кораблекрушений учёные используют различные высокотехнологичные методы исследования океанского дна. С помощью многочисленных гидролокаторов и сонаров проводится детальная многослойная съемка рельефа, что позволяет обнаружить под водой какие-либо аномалии: останки кораблей или их части.
Затем над местами находок организовываются видеосъемки с помощью телекамер, устанавливаемых на беспилотные подводные аппараты, чтобы визуально оценить объекты. Применяются также специальные датчики, сканирующие дно на предмет металла, керамики или органики. Наконец, на местах крупных объектов работают аквалангисты-археологи, тщательно расчищающие и фиксирующие каждый артефакт. В лаборатории проводят всесторонний анализ с помощью рентгена, томографии и радиоуглеродного датирования, что позволяет с максимальной достоверностью реконструировать предметы и события давно минувших времён.
Чем интересен в плане изучения прошлого Мировой океан?
Многие исторические артефакты и останки судов удается найти на морском дне благодаря тому, что под водой вещи сохраняются гораздо лучше, чем на суше. Во-первых, это связано с отсутствием кислорода: в отличие от земли, где происходят окислительные процессы, под водой они практически прекращаются. Во-вторых, отсутствуют колебания температуры и воздействие солнечных лучей, разрушающих материалы.
Кроме того, на дне нет живых организмов, разлагающих останки, нет растительности и ветра, которые могли бы их повредить. Даже деревянные конструкции кораблей на дне моря сохраняются веками, превращаясь в камень. Морская вода также защищает находки от коррозии, осаждая на них защитные отложения. И не стоит забывать, что такие конструкции под водой не сгорят и не будут уничтожены людьми. Благодаря этим факторам многие артефакты и останки кораблей, потопленных сотни лет назад, до сих пор ждут своего открытия на морском дне.
Использование технологий
Многочисленные современные высокотехнологичные системы играют ключевую роль в поисках объектов на морском дне. При помощи мощных гидролокаторов и бокового обзорного сонара можно детально изучить рельеф дна и обнаруживать любые аномалии, которые могут быть связаны с останками судов. Затем применяются различные типы подводных роботизированных аппаратов, таких как телеуправляемые дистанционно пилотируемые аппараты и автономные подводные дроны, оснащённые мощными видеокамерами и разнообразными датчиками. Они позволяют проводить тщательную видеосъёмку и сканирование мест находок непосредственно на больших глубинах.
Данные, передаваемые этими аппаратами, затем обрабатываются с использованием компьютерной томографии, специального сканирования и 3D-моделирования. Это помогает с максимальной достоверностью интерпретировать форму, размеры и состояние обнаруженных конструкций.
Что дальше?
Многие объекты поднимаются с морского дна только в исключительных случаях, когда это необходимо для их сохранения или дальнейшего научного изучения. Основанием для подъёма могут стать угроза разрушения судна из-за естественной коррозии или негативного воздействия окружающей среды, а также опасность обнаружения его местонахождения грабителями кораблекрушений.
Если затонувшее судно является памятником истории или культуры мирового значения, его могут решить поднять для консервации и экспонирования в музее. Кроме того, иногда такое решение необходимо для проведения детального научного исследования конструкции с целью реконструкции технологий судостроения прошлых эпох. Все эти решения принимаются после всесторонней оценки с учётом сохранности объекта, но позволяют спасти уникальные находки для будущих поколений.
Не всегда вывод положительный
Подъем затонувших судов с морского дна – дорогостоящий и технически сложный процесс, поэтому от него зачастую приходится отказываться. Так, если степень сохранности объекта очень низкая из-за коррозии или повреждений, его конструкция может просто разрушиться при буксировке. Кроме того, если глубина затопления слишком велика, это выходит за рамки имеющихся технических возможностей.
От идеи подъема также отказываются, если вокруг судна на дне находятся другие ценные артефакты, которые могут пострадать от вибраций. Поднятие может быть исключено, если место кораблекрушения является уникальным природным объектом или пространством обитания редких видов. И, наконец, раскопки нередко сворачивают, если изначально оцененные затраты на проект существенно превышают фактические, делая его экономически нецелесообразным.
Что можно изучить на месте?
Подводные археологи тщательно обследуют затонувшие корабли непосредственно на морском дне с помощью специального оборудования. В погружениях с использованием акваланга они детально осматривают и документируют повреждения корпуса судна, расположение и состояние его отдельных частей. При этом проводится видеосъёмка и фотофиксация, что позволяет точно зафиксировать все детали.
Другие археологи работают с помощью батискафов и подводных аппаратов, управляемых с поверхности, а также подводных роботов, оснащённых манипуляторами и инструментами. С их помощью можно не только хорошо рассмотреть корабль, но и отобрать образцы материалов и даже поднять отдельные предметы. Все находки тщательно документируются, фотографируются. Обязательно проводится видеосъёмка. Это позволяет в будущем полностью восстановить облик затонувшего судна.
Чем интересно тем, кто занимается подводным спортом?
Многие дайверы с большим интересом посещают места затонувших кораблекрушений, так как это позволяет им в непосредственной близости наблюдать за уникальными объектами исторического прошлого. Плавая над обломками столетних судов на морском дне, они могут рассмотреть сохранившиеся до мелочей детали конструкции, увидеть орудия, якоря, фрагменты интерьера.
Это вызывает ощущение «погружения во времени» и непосредственного контакта с эпохой, когда такие суда были на пике своего развития. Кроме того, подобные посещения позволяют дайверам увидеть редкие виды обитателей моря, обосновавшихся на корабельных островах. Эти неординарные места позволяют с интересом провести погружение и расширить познания об истории мореплавания и кораблестроения.
Кто из исследователей принимает участие?
Многочисленные специалисты вносят вклад в изучение затонувших судов. Подводные археологи тщательно документируют ход раскопок и фиксируют каждый артефакт. Морские инженеры и судостроители анализируют конструкцию корпуса, что позволяет реконструировать технологии.
Историки изучают системы вооружения и судовых механизмов, давая представление о развитии военного дела. Специалисты по материаловедению берут пробы древесины и металлов, чтобы установить состав и методы обработки. Антропологи стараются найти любые следы быта экипажа. Химики проводят анализ сохранившихся останков пищи. Специалисты по консервации тщательно упаковывают находки для длительного хранения. Одним словом, комплексное междисциплинарное изучение позволяет максимально полно воссоздать картину жизни на затонувших судах прошлых эпох.
Что ещё надеются найти в этой местности?
Акватория в районе Флориды оказалась одной из наиболее перспективных территорий для поисков исторических находок, так как эти воды вот уже несколько веков служат оживленным торговым путём между Европой и Америкой. Здесь могут найти останки испанских галеонов XVI-XVII веков, перевозивших сокровища из Нового Света, а также кораблей периода конкисты. Нередки затопления судов эпохи паруса до начала пароходной эры в XIX веке. Кроме того, у берегов могут находиться останки судов Второй мировой, когда атлантические воды стали ареной боевых действий, а сам штат часто подвергался атакам подводных лодок. Даже в годы Холодной войны здесь тонули суда. Так что любая находка в этих местах может стать ценным источником исторической информации.