На дне Средиземного моря около Сицилии найдена мраморная лошадь из храма Зевса

Лошади как важный символ

Дайверы на юге Сицилии обнаружили высеченную в мраморе статую гарцующей лошади, которая, как полагают, является давно утерянной частью орнамента храма Зевса в древнем городе Агридженто. Статуя, возраст которой оценивается в 2500 лет, была найдена на глубине 9 метров в Средиземном море, примерно в 300 метрах от побережья Сан-Леоне. Сначала археологи посчитали, что это современная декоративная ванна, но после создания 3D-модели стало ясно, что это фрагмент древнего барельефа.

Две попытки поднять артефакт на поверхность из-за плохой погоды потерпели неудачу, но 2 февраля 2024 года его удалось доставить на берег для консервации. Предполагается, что статуя лошади была частью фриза, украшающего храм Зевса, который был построен в 5 веке до н.э. и разрушен землетрясением в 4 веке н.э.

Давняя история Агридженто

Агридженто, древний город на южном побережье Сицилии, имеет богатую историю, уходящую корнями в античность. Основанный греческими колонистами в VI веке до н.э., город быстро стал одним из важнейших центров Великой Греции.

В античные времена Агридженто, известный, тогда как Акрагант, славился своим богатством и культурным влиянием. Город отдельно запоминался величественными храмами, построенными для поклонения различным греческим божествам. Среди них особое место занимал культ Зевса, верховного бога греческого пантеона. Поклонение Зевсу было центральным элементом религиозной жизни города.

Самым значительным памятником этого культа был грандиозный Храм Зевса Олимпийского, начатый в 480 году до н.э. Этот храм, один из крупнейших в греческом мире, должен был стать символом могущества и богатства города. Сооружение отличалось своими колоссальными размерами: длина составляла около 110 метров, а ширина – 56 метров. Особенностью храма были гигантские атланты – скульптуры, изображающие мужские фигуры, которые, казалось, поддерживали крышу здания. Эти атланты символизировали мощь Зевса и величие самого города.

К сожалению, строительство храма так и не было завершено. Карфагенское вторжение в 406 году до н.э. прервало работы, и храм остался недостроенным. Несмотря на это, даже его руины впечатляют своими масштабами и свидетельствуют о важности культа Зевса в жизни древнего Акраганта.

Помимо главного храма, в городе существовали и другие святилища, посвященные Зевсу. Они играли важную роль в религиозной и общественной жизни, служат местами для проведения ритуалов, жертвоприношений и праздников в честь верховного божества.

Культ Зевса в Акраганте отражал не только религиозные верования, но и политические амбиции города. Посвящение главного храма Зевсу Олимпийскому было способом утвердить статус Акраганта как одного из ведущих греческих полисов, сравнимого по значимости с самой Олимпией. История поклонения Зевсу в данной местности служит ярким примером того, как религия, политика и искусство переплетались в жизни древнегреческих колоний, формируя их уникальную идентичность и наследие.

Лошади как важный символ античной культуры

Лошадь в искусстве Античной Греции – это не просто животное, а многогранный символ, воплощающий в себе силу, красоту, статус, божественную связь и многое другое. По сей день на территории Средиземноморья регулярно находят монументальные бронзовые или мраморные скульптуры лошадей. Нередко они включают в себя также изображения богов и героев: например, Посейдона на коне, Ахилла на колеснице.

В прошлом статуи лошадей могли устанавливаться как посвящения богам, символы победы в скачках или воинской доблести. Скульптурные композиции, изображающие колесницы с возницами или сражения кавалеристов, олицетворяли мощь и сплоченность армии. Знаменитая «Квадрига Сан-Марко» из Венеции – пример такой античной конной группы.

Изображения лошадей характерны не только для скульптур, но и других археологических находок. На фризах храмов и других монументальных сооружений часто встречаются сцены с лошадьми: скачки, битвы, жертвоприношения. Рельефные изображения давали античным мастерам возможность показать динамику движения, анатомию лошади, взаимодействие человека и животного.

Кроме того, на амфорах, особенно чернофигурных и краснофигурных, лошади часто оказываются частью орнаментов. А ещё чаще – элементом мифологических сюжетов или бытовых сцен.

С точки зрения античных людей лошадь олицетворяла воинскую доблесть, скорость, выносливость. Она была атрибутом богов войны (Ареса) и победы (Ники). Это животное ценили за красоту и гармоничное телосложение. Вдобавок, владение лошадьми было признаком высокого социального положения. Так что изображения скакунов на амфорах и других предметах могли подчёркивать статус владельца.

Уникальный материал находки – проконесский мрамор

Ученые предполагают, что обнаруженный под водой фриз размером 2 на 1,6 на 0,35 метра был высечен из проконнесского мрамора. Этот белоснежный камень с характерными голубыми прожилками родом с острова Пропонтис (нынешний Мармара) в Мраморном море, что на территории современной Турции. Скорее всего, его доставили на Сицилию морским путем.

Данный вид мрамора был одним из самых ценных и популярных материалов в античном мире. Это не только красивый, но и очень прочный камень. Он устойчив к воздействию окружающей среды, не поддается коррозии и деформации, что делает его идеальным материалом для создания монументальных сооружений и скульптур. Отдельно стоит сказать про легкость обработки. Проконесский мрамор относительно легко можно пилить, резать, шлифовать, полировать, придавая ему различные формы и узоры.

Благодаря вышеобозначенным факторам такой мрамор широко использовался в античной архитектуре. Из него строили храмы, дворцы, мавзолеи, арки. В числе знаменитых примеров – храм Афродиты на Книде, построенный в 4 веке до нашей эры. Статуя Афродиты Книдской, созданная из проконнесского мрамора Праксителем, была признана эталоном красоты.

Также стоит упомянуть колонны Аполлонова храма в Дельфах, которые всегда поражали своей монументальностью и изяществом. Этот храм был одним из важнейших религиозных центров Древней Греции. Наконец, роскошный саркофаг, в котором предположительно покоился прах Александра Македонского, был также изваян из проконнесского мрамора. Он украшен сложными рельефами, изображающими сцены из жизни великого полководца.

Смело можно назвать мрамор этого типа и происхождения излюбленным материалом античных скульпторов. Из него создавали статуи богов, героев, императоров. Например, это найденная в Прима Порта недалеко от Рима статуя, которая изображает первого римского императора Августа в полный рост в военной одежде. Она датируется примерно 20 г. до нашей эры.

Еще один пример – скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья»: Этот знаменитый мраморный ансамбль изображает троянского жреца Лаокоона и его двух сыновей, сражающихся с огромными змеями, посланными богами. Скульптура была обнаружена в Риме в 1506 году и восходит к периоду между II и I веками до н. э. Она впечатляет своей драматической композицией и эмоциональной интенсивностью, передавая отчаяние и борьбу героев через динамичные позы и выражения лиц. Такая детализация стала возможна именно благодаря выбранному материалу.

Данную разновидность мрамора также использовали для изготовления различных декоративных элементов: колонн, капителей, фризов, рельефов, мозаик. Он украшал интерьеры дворцов, храмов, общественных зданий.

В античные времена проконесский мрамор активно экспортировался по всему Средиземноморью. Его можно было повстречать в Греции, Риме, Малой Азии, Северной Африке. Владение изделиями из проконнесского мрамора было признаком богатства, вкуса и высокого социального положения.

Как достают с морского дна затонувшие античные статуи

Подводная археология – это захватывающая и кропотливая работа, требующая от исследователей не только глубоких знаний истории и археологии, но и умений дайвинга, владения специальным оборудованием и навыков работы в сложных условиях. Достать со дна моря античную статую – это не просто вытащить на поверхность тяжелый объект. Это многоэтапный процесс, требующий тщательной подготовки, осторожности и бережного отношения к хрупким артефактам.

Первым шагом является тщательная инспекция места предполагаемого находки. Археологи изучают архивные данные, исторические хроники, проводят подводные исследования, используя эхолот и другие приборы. Цель – максимально точно определить местоположение и состояние статуи, оценить сложность операции по ее подъему.

Конечно же, для подъема статуи требуется специальное оборудование. В первую очередь это подводные подъемные мешки, которые наполняются воздухом или гелием, чтобы уменьшить вес объекта. Также применяются стропы и такелаж для фиксации и перемещения статуи. В распоряжении археологов есть и специальные платформы или баржи для транспортировки артефакта на поверхность.

Дайверы должны быть экипированы скафандрами, подходящими для глубины и условий погружения. Ныряние осуществляется с инструментами для расчистки статуи от морских отложений, а также средствами связи и контроля за состоянием объекта.

Непосредственно подъем статуи – это деликатная операция, требующая слаженной работы команды дайверов, инженеров и археологов. Статую постепенно поднимают, используя подъемные мешки, следя за ее устойчивостью и целостностью. В процессе подъема могут возникнуть трудности: сильное течение, нестабильное дно, хрупкость самой статуи. Поэтому требуется максимальная осторожность и профессионализм.

После подъема на поверхность статую тщательно очищают от морских отложений, солевых образований и других загрязнений. Проводится анализ ее состояния, выявляются повреждения и дефекты. Затем статую помещают в специальную среду для консервации, чтобы остановить процессы разрушения. На следующем этапе начинается реставрация – восстановление утраченных частей, укрепление структуры, воссоздание первоначального вида.